Думаю, что эти размышления Юрия Лотмана дают толчок к пониманию того, на чем могут строиться сюжеты документального фильма. Много лет назад один из влиятельных теоретиков призывал документалистов не заниматься ерундой и оставить сюжеты игровому кино.
Сюжет в документальном фильме, мол, невозможен, и все дискуссии по этому поводу от лукавого. Но, как выяснилось, сюжеты прекрасно чувствуют себя в документалистике. И чем сюжет интереснее, тем больше захватывает зрителей картина (есть и здесь, разумеется, исключения, но об этом далее).
Вот, например, фильм российского режиссера Натальи Ивановой «Розы для синьоры Раисы», о котором мы уже вспоминали. Он выстроен по всем законам драматургии. В нем есть увлекательный и трогательный сюжет. Есть, согласно всем правилам и канонам драматургии, завязка, развитие действия, перипетии, кульминация и развязка.
Фильм начинается с интригующей завязки. Михаил Горбачев с супругой Раисой после падения Берлинской стены прибывают с визитом в Италию. Их встречают толпы восторженных итальянцев.
Проходя мимо, Раиса Максимовна случайно заметила мужчину с плакатом в руках, написанным по-русски: «Помогите мне найти мою маму!» Раиса Максимовна расспросила этого человека по имени Марио. И перед ней (и перед зрителями, естественно!) развернулась такая история&%238230;
|