Как правило, работа над фильмом или телепрограммой начинается с того, что автор (очень часто режиссер) пишет ЗАЯВКУ.
Сразу же хочу оговориться: под словом «автор» или «сценарист» я практически всегда подразумеваю режиссера. В документальном кино есть, конечно, и профессиональные авторы сценариев &%238212; журналисты и писатели.
Но, как показывает практика, именно режиссеры-документалисты, способные писать и придумывать сценарии, добиваются, как правило, наиболее интересных результатов. Что уж говорить о документалистах, если и в игровом кино множество режиссеров небезосновательно претендуют на лавры сценаристов?
Когда-то французский режиссер Александр Астрюк утверждал: «Автор пишет своей камерой, как писатель пером. Как можно в этом искусстве, где изображение и звук служат для выражения определенного мировоззрения&%238230; проводить различие между тем, кто задумал это произведение, и тем, кто его создал?
Можно ли представить себе роман Фолкнера написанным кем-нибудь другим, а не Фолкнером? И удобно ди подать «Гражданина Кейна» в другой форме, а не в той, какую ему придал Орсон Уэллс? »
Для документального кино это достаточно смелое утверждение справедливо вдвойне.
Тем более что, как заметил в свое время Карл Сэндберг, быть писателем очень просто: сначала пишешь одно слово, потом другое&%238230;
Но вернемся к трем этапам работы над литературной основой фильма или программы.
Итак, если поданная заявка на фильм или телепрограмму принимается, то автор пишет ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ.
И наконец, если литературный сценарий утвержден, режиссер приступает к работе над РЕЖИССЕРСКИМ СЦЕНАРИЕМ.
|