В театре актер переживает свою роль от первой до последней сцены в ее драматургическом единстве, в постепенном и последовательном развитии действия. Вначале перед участниками спектакля, а затем перед зрителями он живет жизнью своего персонажа в законченной временной, пространственной и художественной структуре спектакля, которую он полностью представляет себе в результате репетиций.
В кино роль лишается временной структуры, разбивается на отдельные эпизоды, последовательность съемки которых, за редким исключением, подчинена производственной необходимости — съемка в одной декорации, на фоне определенного пейзажа, в условиях одной и той же погоды и т. д. Может случиться, что актеру вначале придется сыграть смерть героя, а потом уже его женитьбу или другие события его жизни.
Вот что вспоминает Н. Черкасов о съемках фильма «Петр I»: «За пять дней января мы сняли сцену в спальне, раздробленную на мелкие кадры разных планов. Сцена кончалась тем, что Ефросиния вырывалась от Алексея и бежала через комнаты и только тогда царевич понимал, что совершил недостойный поступок, ударив ее по лицу. Пробег Алексея за Ефросинией по анфиладе комнат снимался два месяца спустя, в марте, когда, соответственно плану, была построена декорация.
Дальнейший пробег Ефросинии, а потом Алексея вдогонку за ней по мраморной лестнице снимался в августе в городе Пушкине, в Камероновой галерее. Мы должны были «без разбега», «без трамплина» включиться в то эмоциональное состояние, в котором находились пять месяцев назад».
Чересполосица съемок требует от актера кино цепкой эмоциональной памяти, чтобы он мог приказать себе вызвать то настроение, то состояние, которое было у него, скажем, два месяца назад при съемках предыдущего эпизода, чтобы сохранить единую линию развития роли, а затем переключиться на эпизод, требующий совершенно иных красок.
Различие между театром и кино объясняет одновременное и параллельное развитие обоих искусств. Театр представляет в распоряжение кино своих актеров. Большинство ролей, которые составили классику советского кино, созданы театральными актерами.
Уже в 20-х годах в титрах советских фильмов прочное место занимают фамилии театральных актеров. В. Барановская, Н. Баталов, И. Ильинский, В. Марецкая, И. Коваль-Самборский, Ф. Никитин, М. Климов, А. Кторов сыграли ряд замечательных ролей, которые вошли в золотой фонд советского киноискусства.
На заметку:
Вы уже смотрели 4 сезон сериала Реальные пацаны? Сюжет стал еще более интересным. Вас ожидают новые серии и знакомые вам герои.
|