Кинематограф, который становился с годами все более массовым, вместе с тем не становился составной частью подлинно массовой культуры (в смысле — народной). Современная так называемая массовая культура буржуазного общества — кинематографическая и телевизионная,— направленная на манипулирование общественным сознанием, а не на воплощение его, слишком часто подменяющая творчество «недоискусством» или антиискусством, зародилась в павильонах киностудий еще на рубеже XIX —XX веков.
Только тогда все было элементарнее, наивнее, грубее, чем при современном высоком уровне кинотехники, методов и психологических аспектов пропаганды. Тем не менее уже тогда определилась структура ряда ведущих жанров буржуазного кино — мелодрамы, детектива, вестерна, «комической».
Нужна была историческая сила, совершившая коренной переворот в судьбах человечества, чтобы кинематограф действительно стал массовым явлением истинной культуры. Таким рубежом в истории российского и мирового экрана явился Октябрь. Все, что произошло в жизни кинематографа после Октября,— это часть неразрывного целого — революционного переворота в области экономики, социальных отношений, идеологии, эстетических норм.
Кино теперь фактически рассматривается как своеобразная подсистема в системе культуры. История кино еще не знала революционного преобразования такого содержания и направленности. Каждый шаг — поиск, попытка, открытие, переоценка, корректировка и снова — движение вперед. Вопрос стоял о жизни и смерти молодой Советской республики.
Строительство нового государственного строя и защита его огнем и мечом находились в центре внимания страны, но именно потому, что это была новая, социалистическая государственность, она даже во время войны органически включала культурное созидание, в частности создание нового кинематографа.
Мастера, которые утверждали новую эстетику кино, не «приклеивали» темы революции к старым канонам съемки, они открывали при решении этих тем небывалые художественные миры. Подлинно творческие движения, поиски в искусстве кино обладали огромными потенциалами развития, самообновления, они становились притягательными для всех кинематографий мира.
Примеры — вся история современного экрана. Так, в 1918 году Л. Кулешов, снимая хронику «На красном фронте», открывает новый принцип монтажа, новую кинопоэтику. Она вошла в историю под названием «эффект Кулешова». На этом примере видна прямая связь: съемка фильма о революционной войне явилась открытием в искусстве.
|