Проблемы могут возникнуть тогда, когда мы монтируем кадры, на которых изображен один и тот же объект. Если мы снимаем общий план Крещатика, а потом хотим показать его же, но крупнее, то нужно решительно увеличивать крупность.
Иначе, если приблизиться всего чуть-чуть, на экране монтажный стык будет восприниматься как неприятный скачок. А вот стоит нам резко укрупнить второй кадр, значительно изменить масштаб изображения &%238212; и зритель, как ни странно, никакого рывка и скачка на экране не ощутит.
То же самое относится и к съемкам людей. Если один и тот же персонаж снят в соседних кадрах и эти кадры схожи по крупности и композиции, они никогда не смонтируются. Два крупных плана человека, смотрящего на нас, не монтируются. Но если в первом кадре человек снят в фас, а во втором &%238212; в профиль, это смонтировать можно. Спасает то, что мы резко изменяем композицию кадра.
Это жесткое требование &%238212; чтобы соседние кадры существенно отличались по крупности &%238212; действует тогда, когда речь идет об одном и том же объекте, даже если это хамам. Два средних плана разных людей монтируются. Два крупных плана разных птиц тоже монтируются. Два общих плана разных пейзажей тоже можно смонтировать.
Стоит иметь в виду, что слишком большой скачок крупности в соседних кадрах может сбить с толку зрителя, и он не поймет, что здесь происходит и что имел в виду режиссер. Седой волос человека, снятый чрезвычайно крупно, и общий план Крещатика, по которому проходят ветераны, &%238212; не лучший монтажный стык в информационном сюжете. Хотя, возможно, в каком-то авторском произведении такой стык и может иметь место.
|