Почему столь любимы зрителями комедийные жанры? Среди многих причин, очевидно, немаловажна и такая — смех очищает, развлекает, дает душевную разрядку. Комедийный фильм, помимо идейно-эстетической, выполняет еще одну важную общественную функцию—восстановительную.
Недаром говорят, что смех—лекарство от болезни. Но очень важно, над чем и почему мы смеемся. Смех социально активен, он выражает позиции прогрессивного общественного класса. Бездумное развлечение, бессмысленный смех киноперсонажей из «страны непуганых идиотов» в буржуазных кинокомедиях, где все оглуплено до предела; сатирическое высмеивание порочной в своей основе буржуазной системы.
Смех над тем, что в здоровом, нравственно развитом обществе препятствует нашему движению вперед, что отжило и будет устранено самим обществом в процессе его развития,— вот полюса смеха в картинах, решенных, казалось бы, в одних и тех же комедийных жанрах, но с принципиально разных авторских позиций.
Живописную картину бытования в кино первых «комических», вызывавших у зрителя примитивный рефлекторный смех, описывает историк кино Э. Арнольди. Комическая «действовала безошибочно, как щекотка. К превеликому восторгу зрителей в бесчисленных коротеньких фильмах на людей выливали ведра с красками и помоями, штукатуры мазали прохожего по лицу известкой, из окна валились на головы прохожих предметы, базарные торговки надевали покупателю горшок со сметаной на голову до самых плеч, и он падал в корзину с яйцами&%238230;».
Вместе с тем ранняя «комическая» была не так проста. Традиции плрщадного смеха шли еще из раннего средневековья, от выступлений шутов, скоморохов, ярмарочных комедиантов. Здесь можно обнаружить своеобразные связи &%238216; с карнавальными традициями.
В процессе становления нового революционного советского киноискусства развиваются и комедийные жанры. Появляются комедийные «агитки», близкие по стилю к народному фарсу, лубку и вместе с тем — к революционной карикатуре, газетной графике, плакату. «Чудотворец» А. Пантелеева, «Необычайные приключения министра Веста в стране большевиков» Л. Кулешова, «Похождения Октябрины» Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Шахматная горячка» В. Пудовкина — все это первые завоевания нового всенародного, массового искусства комедии.
Необычайно популярными были сатирические комедии Я. Протазанова «Праздник святого йорге- на», «Процесс о трех миллионах», «Закройщик из Торжка». Особенности советской кинокомедии 30-х годов — «бурная, бьющая через край жизнерадостность, светлое, счастливое мироощущение народа, созидающего новую жизнь».
Комедия плодотворно развивается во многих странах мира. Демократические, прогрессивные тенденции искусства характерны для творчества лучших мастеров. В классику мирового кино вошли образы, созданные французским актером Ж. Филипом, сочетающим лирику и эксцентрику («Фанфан-Тюльпан»); необычайно ярко мимирующей комедийной парой—французом Фернанделем и итальянцем Тото («Закон есть закон»); итальянскими мастерами комедии—темпераментной, жизнерадостной С. Лорен и ее партнером М. Мастроянни («Брак по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра»), неповоротливым и по-народному лукавым А. Сорди («Все по домам», «Бум»).
Вместе с тем в комедийных жанрах отражается борьба идеологий, борьба за массового зрителя. В США, Японии, других странах выходят многочисленные шоу, ревю. Это в большинстве своем типичная массовая культура, «развлечение для идиотов».
|