Эти примеры показывают, что фильмы-портреты подразумевают наличие самой серьезной, тщательно выстроенной драматургии. Напомню еще раз то, о чем говорилось в начале этой книги: многое должно быть продумано и придумано режиссером еще до съемок, на стадии работы над сценарием.
Автор сценариев многих замечательных фильмов (и один из создателей знаменитого телевизионного КВНа) профессор Сергей Муратов по этому поводу пишет:
«Сценарная разработка (сценарий, либретто, предварительный план, «рабочая версия») оправдывают свое назначение, если в ней указаны:
- целевая установка &%238212; ради чего и во имя чего снимается фильм. Если это игры гонки, то главное &%238212; крупный план самого гонщика.
- круг действующих лиц, а при возможности предварительной встречи с ними &%238212; и их человеческие характеристики, которые, даже если и не войдут в картину, во всяком случае, помогут установлению психологического контакта с героями на стадии съемок,
- места действия, в которых предполагается наблюдение за повседневной жизнью героев или, напротив, за такими моментами, когда наиболее полно раскрываются их мысли и душевные качества,
- способы съемки (скрытая камера, длительное наблюдение, событийная съемка), которые, на взгляд сценариста (или человека, берущего на себя эту функцию), наилучшим образом помогут решению темы и каждого конкретного эпизода, а также раскрытию характеров основных героев,
- сценарно-организованные ситуации или «предлагаемые» обстоятельства» &%238212; в том числе и формы разговорного взаимодействия: от спонтанного интервью на улице до дискуссии в павильоне студии,
- возможная последовательность эпизодов &%238212; в соответствии с развитием идеи произведения.