Материалом для работы над ролью становятся наблюдения актера над собой и окружающими людьми.
Воображение — способность артиста с помощью эмоциональной памяти вызывать в сознании образы прошлого и создавать новые. Умение артиста вызывать перед внутренним взором различные видения— людей, пейзажи, предметы,— слышать голоса, интонации, мелодии Станиславский называл пассивным воображением.
Активное воображение — это «перенесение в свою мечту себя», это мысленное взаимодействие артиста с представляемым миром. Воображение может быть самостоятельно активным, тогда оно работает неустанно, во сне и наяву. Оно может включаться от внешнего толчка, подсказки и затем уже самостоятельно развивать свои образы.
В работе воображения участвуют сознание и подсознание. Под контролем сознания проходит весь процесс работы над ролью. Сознание готовит эскиз роли. Подсознание наполняет его живой жизнью. Станиславский считал, что власть подсознания — это творчество природы, когда актер забывает, где кончается его собственная жизнь и начинается жизнь в роли.
«То, чем я восторгаюсь,— писал он,— называют разными непонятными именами: гением, талантом, вдохновением, интуицией». Однако вдохновение приходит как праздник, а рабочее время должно быть заполнено системой физических действий. Они проложат дорогу к вдохновению.
Талант, по Станиславскому, «&%238230;это сочетание многих человеческих способностей». «В этот комплекс входят и физические данные, и человеческие свойства, и память, и воображение, и возбудимость, и чувствительность, и впечатляемость. Все эти данные, взятые отдельно или вместе, должны быть сценически обаятельны и гармонично сочетаться между собой» 18. Талант актера проявляется в деятельности, в действии.
Мировоззрение актера — это направленность таланта, выражение идеала, любви и ненависти художника. «На мой взгляд, самая характерная черта сегодняшнего искусства — явственное стремление актера определить какую-то основную гражданственную, нравственную или моральную проблему, которая станет стержнем его творчества&%238230;— пишет А. Джигарханян.— Сегодня нельзя быть актером, не имея своей гражданской позиции. Писатель выражает свое «верую» в романе, повести, новелле, композитор — в музыке, актер — в предложенной роли».
Индивидуальность актера составляют его психофизиологические свойства и интеллектуальные, духовные качества. Каждый талантливый актер неповторим.
|